Русский язык и литература  

в школе 840

Готовимся к ГИА и ЕГЭ

 
 

29 сентября в 9 классах прошла диагностическая работа по русскому языку в формате ГИА

 9 класс «А»

 «5»

 1. Бочкина Эряния 100%

 2. Богданов Иван 88%

 3. Конченкова Анастасия 93%

 4. Кузнецова Наталья 93%

 5. Терешин Александр 90%

 6. Шаляпина Екатерина 95%

 

  Познакомьтесь с лучшей работой С1 (лингвистическое сочинение). Автор Кузнецова Наталья.

 «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». Г. Степанов.

 Люди думают о разных вещах: о добре и зле, войне и мире, справедливости и беззаконии. Это, несомненно,

 отражается в словаре, ведь лексика и есть выражение мыслей людей. Слова «плачет», «слезы», «жалостно»,

 «грустно», «уныние», «страшно» показывают, что рассказ бабушки тронул Хорошее Дело, натолкнул на

  размышления о его страшном одиночестве. Эта мысль трогает до слез каждого человека.

 Обращаясь ко второй части высказывания Г.Степанова, вспомним, что синтаксис является частью грамматики.

  В предложении 11 тире предстает в качестве разделения двух миров. Первый – холодный, мрачный, а второй

 – уютный, теплый, спокойный.

 Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.

 

В ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ

ПОДГОТОВКА   К   ГИА

 Государственная итоговая аттестация учащихся 9 классов состоит из сжатого изложения, 17 заданий и сочинения. При  разработке данных материалов мы стремились сделать подготовку к экзамену максимально эффективной. Ни для кого не секрет, что многие учащиеся, оканчивая 9 класс, имеют неустойчивую грамотность. И дело не только в том, что они не усвоили орфографических и пунктуационных правил. Учащиеся не умеют свободно пользоваться накопленными знаниями. Из-за тотального нежелания читать образцовую (классическую) литературу заметно снижается языковая культура.

Анализ специальной литературы и ошибки, допускаемые учащимися в письменных работах, свидетельствуют о том, еще существуют нерешенные вопросы в обучении сжатому изложению. Школьники затрудняются при выделении главного в тексте, не владеют способами компрессии текста. Кроме того, в сжатых изложениях выпускников достаточно много ошибок, связанных с неточностью употребления слов, неоправданным повтором и многословием. Ученикам проще переписать текст почти полностью, так как стандартный учебник не рассматривает подробно приемы компрессии. Но тогда они получат 0 баллов по критериям ИК.

Мы должны учить сжатию текста в течение года, подробно останавливаясь на приемах компрессии публицистических и художественных текстов.

Вторая часть работы содержит тестовые задания. Достаточно много бывает ошибок, обусловленных невнимательным чтением задания. Учащиеся, например, ищут неправильный ответ, а в задании просят найти правильный. Эта часть работы затрагивает все разделы языкознания.

Написание сочинения-рассуждения - это одно из самых сложных заданий. Выпускникам необходимо не только продемонстрировать теоретические знания одного из разделов лингвистики, но и показать умение создавать собственное речевое высказывание с привлечением информации из прочитанного текста. Это сочинение должно соответствовать функционально-смысловому типу речи - рассуждению.

                          Памятка для учащихся "Как писать сжатое изложение"

Прослушайте текст

После первого чтения текста выполните следующие шаги:

1 Определите тему текста

2 Сформулируйте основную мысль

3 Определите стиль текста и тип речи

4 Определите особенности построения текста:

- в повествовании - начало события, его ход, кульминация, конец

- в описании - предмет речи и его значимые, существенные признаки

- в рассуждении - общее положение, аргументы, доказательства, вывод

5 Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

 К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся следующие:

1 Замены

замена однородных членов обобщающим наименованием

замена фрагмента предложения синонимичным выражением

замена предложения или его части указательным местоимением

замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением

замена сложноподчиненного предложения простым

замена прямой речи косвенной

 2 Исключения

исключение однородных членов предложения

исключение повторов

исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение

исключение одного или нескольких синонимов

исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно

 3 Слияния

образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи

 С целью предупреждения ошибок в тестовой части А памятка для учащихся "Характеристика русской лексики"

Слова с точки зрения количества значений делятся на однозначные (метеорит) и многозначные (рука).

Многозначные могут употребляться в прямом (первичном) значении; предмет называется словом непосредственно, прямо:

письменный стол, чистая аудитория, вкусное яблоко, костер горит

и переносном значении (вторичное значение), возникшее на основе прямого; предмет называется словом опосредованно.

Перенос по сходству - метафора: глазное яблоко, лампочка горит, хвост поезда, золотой характер, иголки сосны.

Перенос по смежности - метонимия: внимательная аудитория, праздничный стол, съел две тарелки, читаю Есенина.

Часть называется по целому или целое по части - синекдоха: Студент нынче не тот пошел.

Лексика с точки зрения стилистической окраски:

нейтральная (институт, дом, бежать, общество, красивый, книга)

книжная (дерзновенный, созидательность, сподвижник, регресс)

разговорная (домик, жадина, глубинка, вкуснятина, натрудиться)

Задания В2 - В4 направлены на определение сформированности орфографического навыка написания корней, приставок, суффиксов.

 Гласные в корне слова

Не изменяемые на письме: проверяемые, непроверяемые.

Изменяемые (чередующиеся)

 Приставки

Не изменяемые на письме: над, от, под, об, пред, в, с, по, про, до, о, об, на, пере.

Изменяемые на письме: без, воз, вз, из, низ, раз, роз, через, чрез и те же приставки с буквой С.

Приставки ПРЕ и ПРИ (написание зависит от значения).

Трудности у девятиклассников вызывает задание В8, которое проверяет умение определять вид связи слов в словосочетаниях.

Подчинительная связь слов в словосочетаниях

Согласование - зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже (красивый пруд, красивое озеро, красивые места)

Управление - зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное (читают книгу, отдыхал в санатории, вера в победу)

Примыкание - зависимое слово связано с главным только по смыслу, т.к. примыкают неизменяемые слова(несклоняемые прилагательные,

наречия, инфинитив, деепричастия) стрижка каре, читаю вслух, учась читать, читаю сидя.

Задания В6,В7,В12,В13,В14 посвящены видам сложного предложения и правилам постановки знаков препинания в нем. Чтобы справиться с этим заданием, надо повторить типы сложных предложений.

Сложные предложения

по типу связи делятся на союзные и бессоюзные.

Союзные сложносочиненные - части относительно автономны и связаны сочинительными союзами:

Не место красит человека, а человек место.

Союзные сложноподчиненные - части зависят одна от другой и связаны подчинительными союзами и союзными словами:

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Бессоюзные - части относительно автономны и связаны по смыслу и интонационно; на письме связь отражена при помощи знаков препинания: Не стыдно не знать - стыдно не учиться.

Отсутствие запятой в сложных предложениях

Сложносочиненное предложение

1 Имеется общий второстепенный член

Вскоре после восхода набежала туча и вспыхнул короткий дождь.

2 Имеется общая придаточная часть

Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся домой.

3 Имеется общее вводное слово, словосочетание или частица

Как это часто бывает, вспоминается хорошее и забывается плохое.

Да здравствует солнце и скроется тьма!

4 Если соединяются два вопросительных предложения

Это кто такие и что им надобно?

5 Два восклицательных предложения

Как он смешон и как глупы его выходки!

6 Два побудительных  предложения

Подпустить врага и дать огонь по команде!

7 Два назывных предложения

Мороз и солнце...

 сообщается читателю

Сложноподчиненное предложение

1 Если придаточная часть состоит из одного только союзного слова(местоимения или наречия)

Трудно сказать почему.

2 На стыке двух подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного, если придаточную часть нельзя изъять или переставить

в другое место(это сопровождается обычно наличием второй части союза - то, но, так)

Мы вошли в лес, и хотя нас одолевали комары, но мы быстро достигли цели.

3 После присоединительного сочинительного союза и, а, но, стоящего в начале сложноподчиненного предложения

А когда взошло солнце, перед нами открылся вид на долину.

 Последовательность работы над сочинением-рассуждением

1 Внимательно прочитайте вопрос-задание.

2 Начните формулировать тезис.

3 Приступайте к доказательной базе(поиску языкового материала в тексте для использования в качестве примеров).

4 Проверьте, соответствуют ли ваши аргументы заявленному тезису.

5 Переходите к выводу(достаточно одного предложения).

6 Перечитайте получившееся сочинение несколько раз и обратите внимание на

соответствие теме

то, является ли ваш текст сочинением-рассуждением

абзацное членение

"мостики"-связки между частями

точность передачи мысли

грамотность письменной речи

 Лингвистическое сочинение

"Зачем нужны знаки препинания?"

Знаки препинания нужны и пишущему, и читающему. Тот, кто пишет, может лучше выразить свою мысль, а тот, кто читает, сможет лучше, точнее ее понять. А.П.Чехов говорил: "Знаки препинания служат нотами при чтении".

Знаки препинания выполняют две функции: выделительную и разделительную. В тексте мы можем увидеть их практически все.

Самый простой знак - точка - ставится автором в конце предложения. Этим сообщается читателю, что мысль закончена(пример из текста). Запятая - знак многофункциональный. Например, в предложении (        ) запятые выделяют вводное слово, а в предложении (        ) запятая разделяет предложения. Вопросительный знак нужен, чтобы передать на письме цель высказывания, например, в предложении (           ). Восклицательный знак эмоционально окрашивает высказывание, например, в предложении (   ).

Таким образом, без знаков препинания невозможно точно передать свою и понять чужую письменную речь.

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz