29 сентября в 9 классах прошла диагностическая работа по русскому языку в формате ГИА
9 класс «А»
«5»
1. Бочкина Эряния 100%
2. Богданов Иван 88%
3. Конченкова Анастасия 93%
4. Кузнецова Наталья 93%
5. Терешин Александр 90%
6. Шаляпина Екатерина 95%
Познакомьтесь с лучшей работой С1 (лингвистическое сочинение). Автор Кузнецова Наталья.
«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». Г. Степанов.
Люди думают о разных вещах: о добре и зле, войне и мире, справедливости и беззаконии. Это, несомненно,
отражается в словаре, ведь лексика и есть выражение мыслей людей. Слова «плачет», «слезы», «жалостно»,
«грустно», «уныние», «страшно» показывают, что рассказ бабушки тронул Хорошее Дело, натолкнул на
размышления о его страшном одиночестве. Эта мысль трогает до слез каждого человека.
Обращаясь ко второй части высказывания Г.Степанова, вспомним, что синтаксис является частью грамматики.
В предложении 11 тире предстает в качестве разделения двух миров. Первый – холодный, мрачный, а второй
– уютный, теплый, спокойный.
Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.
В ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ
ПОДГОТОВКА К ГИА
Государственная итоговая аттестация учащихся 9 классов состоит из сжатого изложения, 17 заданий и сочинения. При разработке данных материалов мы стремились сделать подготовку к экзамену максимально эффективной. Ни для кого не секрет, что многие учащиеся, оканчивая 9 класс, имеют неустойчивую грамотность. И дело не только в том, что они не усвоили орфографических и пунктуационных правил. Учащиеся не умеют свободно пользоваться накопленными знаниями. Из-за тотального нежелания читать образцовую (классическую) литературу заметно снижается языковая культура.
Анализ специальной литературы и ошибки, допускаемые учащимися в письменных работах, свидетельствуют о том, еще существуют нерешенные вопросы в обучении сжатому изложению. Школьники затрудняются при выделении главного в тексте, не владеют способами компрессии текста. Кроме того, в сжатых изложениях выпускников достаточно много ошибок, связанных с неточностью употребления слов, неоправданным повтором и многословием. Ученикам проще переписать текст почти полностью, так как стандартный учебник не рассматривает подробно приемы компрессии. Но тогда они получат 0 баллов по критериям ИК.
Мы должны учить сжатию текста в течение года, подробно останавливаясь на приемах компрессии публицистических и художественных текстов.
Вторая часть работы содержит тестовые задания. Достаточно много бывает ошибок, обусловленных невнимательным чтением задания. Учащиеся, например, ищут неправильный ответ, а в задании просят найти правильный. Эта часть работы затрагивает все разделы языкознания.
Написание сочинения-рассуждения - это одно из самых сложных заданий. Выпускникам необходимо не только продемонстрировать теоретические знания одного из разделов лингвистики, но и показать умение создавать собственное речевое высказывание с привлечением информации из прочитанного текста. Это сочинение должно соответствовать функционально-смысловому типу речи - рассуждению.
Памятка для учащихся "Как писать сжатое изложение"
Прослушайте текст
После первого чтения текста выполните следующие шаги:
1 Определите тему текста
2 Сформулируйте основную мысль
3 Определите стиль текста и тип речи
4 Определите особенности построения текста:
- в повествовании - начало события, его ход, кульминация, конец
- в описании - предмет речи и его значимые, существенные признаки
- в рассуждении - общее положение, аргументы, доказательства, вывод
5 Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся следующие:
1 Замены
замена однородных членов обобщающим наименованием
замена фрагмента предложения синонимичным выражением
замена предложения или его части указательным местоимением
замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением
замена сложноподчиненного предложения простым
замена прямой речи косвенной
2 Исключения
исключение однородных членов предложения
исключение повторов
исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение
исключение одного или нескольких синонимов
исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно
3 Слияния
образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи
С целью предупреждения ошибок в тестовой части А памятка для учащихся "Характеристика русской лексики"
Слова с точки зрения количества значений делятся на однозначные (метеорит) и многозначные (рука).
Многозначные могут употребляться в прямом (первичном) значении; предмет называется словом непосредственно, прямо:
письменный стол, чистая аудитория, вкусное яблоко, костер горит
и переносном значении (вторичное значение), возникшее на основе прямого; предмет называется словом опосредованно.
Перенос по сходству - метафора: глазное яблоко, лампочка горит, хвост поезда, золотой характер, иголки сосны.
Перенос по смежности - метонимия: внимательная аудитория, праздничный стол, съел две тарелки, читаю Есенина.
Часть называется по целому или целое по части - синекдоха: Студент нынче не тот пошел.
Лексика с точки зрения стилистической окраски:
нейтральная (институт, дом, бежать, общество, красивый, книга)
книжная (дерзновенный, созидательность, сподвижник, регресс)
разговорная (домик, жадина, глубинка, вкуснятина, натрудиться)
Задания В2 - В4 направлены на определение сформированности орфографического навыка написания корней, приставок, суффиксов.
Гласные в корне слова
Не изменяемые на письме: проверяемые, непроверяемые.
Изменяемые (чередующиеся)
Приставки
Не изменяемые на письме: над, от, под, об, пред, в, с, по, про, до, о, об, на, пере.
Изменяемые на письме: без, воз, вз, из, низ, раз, роз, через, чрез и те же приставки с буквой С.
Приставки ПРЕ и ПРИ (написание зависит от значения).
Трудности у девятиклассников вызывает задание В8, которое проверяет умение определять вид связи слов в словосочетаниях.
Подчинительная связь слов в словосочетаниях
Согласование - зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже (красивый пруд, красивое озеро, красивые места)
Управление - зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное (читают книгу, отдыхал в санатории, вера в победу)
Примыкание - зависимое слово связано с главным только по смыслу, т.к. примыкают неизменяемые слова(несклоняемые прилагательные,
наречия, инфинитив, деепричастия) стрижка каре, читаю вслух, учась читать, читаю сидя.
Задания В6,В7,В12,В13,В14 посвящены видам сложного предложения и правилам постановки знаков препинания в нем. Чтобы справиться с этим заданием, надо повторить типы сложных предложений.
Сложные предложения
по типу связи делятся на союзные и бессоюзные.
Союзные сложносочиненные - части относительно автономны и связаны сочинительными союзами:
Не место красит человека, а человек место.
Союзные сложноподчиненные - части зависят одна от другой и связаны подчинительными союзами и союзными словами:
Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
Бессоюзные - части относительно автономны и связаны по смыслу и интонационно; на письме связь отражена при помощи знаков препинания: Не стыдно не знать - стыдно не учиться.
Отсутствие запятой в сложных предложениях
Сложносочиненное предложение
1 Имеется общий второстепенный член
Вскоре после восхода набежала туча и вспыхнул короткий дождь.
2 Имеется общая придаточная часть
Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся домой.
3 Имеется общее вводное слово, словосочетание или частица
Как это часто бывает, вспоминается хорошее и забывается плохое.
Да здравствует солнце и скроется тьма!
4 Если соединяются два вопросительных предложения
Это кто такие и что им надобно?
5 Два восклицательных предложения
Как он смешон и как глупы его выходки!
6 Два побудительных предложения
Подпустить врага и дать огонь по команде!
7 Два назывных предложения
Мороз и солнце...
сообщается читателю
Сложноподчиненное предложение
1 Если придаточная часть состоит из одного только союзного слова(местоимения или наречия)
Трудно сказать почему.
2 На стыке двух подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного, если придаточную часть нельзя изъять или переставить
в другое место(это сопровождается обычно наличием второй части союза - то, но, так)
Мы вошли в лес, и хотя нас одолевали комары, но мы быстро достигли цели.
3 После присоединительного сочинительного союза и, а, но, стоящего в начале сложноподчиненного предложения
А когда взошло солнце, перед нами открылся вид на долину.
Последовательность работы над сочинением-рассуждением
1 Внимательно прочитайте вопрос-задание.
2 Начните формулировать тезис.
3 Приступайте к доказательной базе(поиску языкового материала в тексте для использования в качестве примеров).
4 Проверьте, соответствуют ли ваши аргументы заявленному тезису.
5 Переходите к выводу(достаточно одного предложения).
6 Перечитайте получившееся сочинение несколько раз и обратите внимание на
соответствие теме
то, является ли ваш текст сочинением-рассуждением
абзацное членение
"мостики"-связки между частями
точность передачи мысли
грамотность письменной речи
Лингвистическое сочинение
"Зачем нужны знаки препинания?"
Знаки препинания нужны и пишущему, и читающему. Тот, кто пишет, может лучше выразить свою мысль, а тот, кто читает, сможет лучше, точнее ее понять. А.П.Чехов говорил: "Знаки препинания служат нотами при чтении".
Знаки препинания выполняют две функции: выделительную и разделительную. В тексте мы можем увидеть их практически все.
Самый простой знак - точка - ставится автором в конце предложения. Этим сообщается читателю, что мысль закончена(пример из текста). Запятая - знак многофункциональный. Например, в предложении ( ) запятые выделяют вводное слово, а в предложении ( ) запятая разделяет предложения. Вопросительный знак нужен, чтобы передать на письме цель высказывания, например, в предложении ( ). Восклицательный знак эмоционально окрашивает высказывание, например, в предложении ( ).
Таким образом, без знаков препинания невозможно точно передать свою и понять чужую письменную речь.